old
eng

При помощи катализаторов, разрабатываемых в ИХН СО РАН, будут получены новые сорта арктического дизтоплива

Малая отдельная научная группа под руководством научного сотрудника лаборатории каталитической переработки легких углеводородов Института химии нефти СО РАН Акима Акимова, победившая в конкурсе грантов Российского научного фонда, приступила к созданию катализаторов, необходимых для улучшения низкотемпературных свойств отечественных дизельных топлив.

– Разработка качественных российских катализаторов различного назначения для нужд нефтехимии является одной из важнейших задач для обеспечения технологического суверенитета страны. Сейчас активно ведется освоение арктических территорий, в связи с этим одной из актуальных тем становится обеспечение транспорта, различных механизмов горючим, которое сможет обеспечить их бесперебойную работу при экстремально низких температурах, – отмечает Аким Семенович.

Основным фактором, ухудшающим низкотемпературные свойства топлива, является высокое содержание нормальных алканов, из-за чего, например, топливо в некоторых случаях начинает кристаллизоваться уже при минус десяти градусах. Имеется целый спектр технологий, позволяющих избежать этого, однако многие из них имеют ряд существенных недостатков: прежде всего, дороговизну и уменьшение выхода самого топлива.

Удалить нормальный алкан из топлива позволит специальный катализатор, состоящий из двух компонентов. Первый компонент – это карбид молибдена, который по своим гидрирующим функциям не уступает соединениям из благородных металлов (платины, палладия и др.), и при этом намного устойчивее к дезактивации гетероатомными углеводородами. Второй компонент – это цеолиты ZSM-5, один из двух видов цеолитов, выпускаемых в России в промышленных масштабах.

Новый катализатор протестируют на различном сырье, после чего его можно использовать при разработке новых отечественных марок зимнего и арктического дизельных топлив.