old
eng

Оказывается, Татьяна Малиновская, заведующая библиотекой ИХН СО РАН, была удивлена открытием: она, видите ли, сакулумистка*.

*Сакулуми́стика (от лат. sacculum – мешок) – хобби, заключающееся в коллекционировании упаковки от конфет, шоколада, батончиков и прочих кондитерских изделий.

Сладкая страсть

Чтобы наше интервью началось идеально с заявленной цифры в 1010 шоколадных оберток в коллекции Тани, мне, разумеется, требовалось всего ничего – добыть три уникальные шоколадки, которые героиня никогда не пробовала. Задача, прямо скажем, не из простых. Поэтому начнем с того, что на момент интервью коллекция насчитывала 1007 артефактов, а на сегодняшний день — уже 1030 экспонатов, включая уникальный набор шоколада «ИХН СО РАН 55 лет». 

Собирать фантики от сладостей в России стали в ту же эпоху, когда невероятно предприимчивые люди основали первые фабрики (где-то в позапрошлом веке). Особенно прославились «А. И. Абрикосов и сыновья», те самые, что теперь именуются «Бабаевским», и еще «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»). У Тани это увлечение возникло 30 лет назад, в те незабвенные «девяностые».

«Я считаю прекрасным то, что на упаковках указан год производства шоколада. Это помогает проще ориентироваться в коллекции, когда я сортирую их по фабрикам производства. «Россия» – абсолютный лидер — 111 экспонатов!» – с восторгом отмечает героиня. 

По данным Википедии самая большая коллекция была зарегистрирована в Книге рекордов Гиннеса в 2015 году – в ней 5065 конфетных фантиков, принадлежит Милану Валдивии (Перу). В России, конечно, размах посолиднее: Светлана Безносова из Кемеровской области накопила более 100 тысяч оберток. Но всех заткнул за пояс Станислав Крамски из Чехии, у которого более 205 тысяч с лишним шоколадных оберток и упаковок!

Таня специализируется на стограммовых шоколадках. Хотя, конечно, в этом собрании редкостей можно встретить экспонаты, вес которых был 50, 80, 90, 150, 200, 250 грамм и т.п. Первые экземпляры появились в начале 90-х благодаря папе, который, возвращаясь вечером с работы, регулярно приносил шоколадку. 

Обертки из-под шоколада, весом более 100г

«Самые старые фантики (до 1990 года выпуска) отдала моя бабушка. Большой вклад в коллекцию внесла сестра. Ей раньше присылали шоколад со всей России, благодаря чему появились разные редкие и экзотические для нас экземпляры. Но самые приятные эмоции связаны с обёртками от шоколадок, которые я ела сама: до сих пор помню, какие некоторые из них были на вкус. Даже если просто взять обёртку от такой шоколадки в руки, она навевает приятные воспоминания, в отличие от тех упаковок, которые попали ко мне уже без содержимого и с ними не связано никаких историй», — добавляет собеседница.

Шоколадные тайны: что скрывают старые обёртки?

Одной из самых любимых обёрток является та, что в 1997 году мама привезла из командировки в Англию с иллюстрацией к новому полнометражному мультфильму: «Горбун из Нотр-Дама», вышедшему 21 июня 1996 года. 

Обёртка с иллюстрацией к м/ф «Горбун из Нотр-Дама», 1996

Привести коллекцию в порядок, разложить по коробкам и хоть как-то классифицировать удалось всего пару лет назад. Большую помощь в этом оказали дети, которые в восторге раскладывали сначала всё по цветам, а потом искали отличия, казалось бы, на идентичных обертках. Оказалось, что в ней примерно две трети шоколада от отечественных кондитерских фабрик: «Россия», «Красный октябрь», «Волжанка», «Волшебница», «Покров», «Победа», кондитерского концерна «Бабаевский», АО «Рот Фронт», кондитерской фабрики им. Н.К. Крупской и др. Остальные из Германии, Австрии, Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Польши, Украины, Беларуси, Казахстана, Турции и др. 

Фрагменты коллекции

Интересно, что в 90-ые годы вместо сортов шоколада стали появляться бренды. Например, шоколад «Алёнка», «Кофе со сливками» раньше выпускались разными фабриками. Потом много названий сортов советских конфет и шоколада отхватил «Красный октябрь». 

Обертки шоколада «Аленка» и т.п.

Безусловно, большая часть упаковок – старая добрая бумага. Раньше ведь как делали: сначала в фольгу завернут, а потом уже в красивую обложку. А сейчас – бездушный пластик, который только и умеет, что рваться и оставлять шоколадные пятна. Именно по этой причине в коллекции нет шоколада Ritter Sport. 

«Да, у меня еще есть немного этих «чудесных» картонных коробок, которые занимают много места. Некоторые поэтому пришлось выбросить, а другие просто слегка приплюснуть», – с грустью вспоминает наша героиня.

Картонные упаковки

И, конечно же, самая захватывающая часть – это оборотная сторона обертки! Там можно найти уйму информации: дату производства, срок годности (который раньше был 3 или 6 месяцев). А эти способы нанесения даты? Выдавливание, печать, прорезь, перфорация… Прорезь можно заметить на французском и испанском шоколаде и в отечественном пивоварении. На крае обертки нанесены обозначения годов, месяцев и дней, а конкретная дата выделена просечкой. 

На самых первых упаковках коллекции нет ни даты производства, ни срока годности. Видимо, потому что до начала 90-х годов практически единственным способом указания даты на отечественных шоколадках было выдавливание на фольге. Потом, при поступлении импортного упаковочного оборудования, появилось нанесение даты принтером. Зато на них указано, что шоколад произведён по ГОСТ 6534-89.

На обороте – целый детективный роман в виде состава! И концентрация какао-продукта – от символических 25 % до ошеломительных 90 %. Иногда, для остроты ощущений, туда щедро добавляли настойку женьшеня, кофе, спирт и ром. Не иначе, чтобы придать шоколаду тонус и легкий флер аристократизма. К сожалению, иногда попадаются шоколадки с заменителем какао-масла или «идентичными натуральным» ароматизаторами!

Как фантики становятся ценностями

«Мне нравится разный шоколад. Один из любимых – кофе со сливками. Хотя иногда я предпочитаю просто пить кофе из турки и заедать шоколадом. Очень нравится шоколад с изюмом, с сублимированной малиной и тёмный шоколад» – восторженно делится наша преданная поклонница шоколада.

Здесь важно пояснить, что темный шоколад может содержать 40 – 55% какао, а горький — обычно свыше 55%. 

Таня помнит вкус немецких и австрийских шоколадок с начинкой, напоминающей мармелад. И, конечно, почти 30 лет это казалось верхом гастрономического наслаждения! 

Здесь был шоколад с «мармеладной начинкой»

В коллекции можно разыскать упаковки, украшенные архаичными ценниками. Чрезвычайно занимательно сопоставлять эти цены, пытаясь понять, насколько обесценились наши кровные с тех пор. Иногда на зарубежном шоколаде появляются наклейки с информацией на русском языке, но не на всех. 

Нам посчастливилось обнаружить несколько «раритетных» обёрток, где гордо заявлено, что шоколад – десертный. Это значит, что он имеет более высокие ароматические и вкусовые достоинства по сравнению с обычным, благодаря особенностям технологии производства (какао-продукты при производстве подвергались более тщательной и длительной обработке).

Специально для интервью Татьяна, не жалея усилий, отыскала на просторах интернета объявления о продаже фантиков от конфет и шоколада. Для примера, цены на такие экспонаты как в коллекции нашей героини — от 50 до 150 рублей. И ведь находятся ценители! Невероятно, но кусок бумаги порой стоит дороже, чем когда-то, да, впрочем и сейчас, стоит вожделенная плитка шоколада. 

Особым почётом пользуются обёртки, отметившие 150-летний юбилей. Ранее их даже передавали в дар музеям. Будет ли наша героиня строить свой личный мавзолей этим фантикам – поживем, увидим. 

Любопытные факты:

• Рекорд в коллекции принадлежит шоколаду «Путешествие».

• Если бы Татьяна собирала не только обертки, а сами плитки шоколада, то е коллекция весила бы сейчас примерно 100 кг. 

• Конфетный фантик – не такое уж древнее изобретение. Его «отцом» считается Томас Эдисон, который, помимо фонографа и электрической лампочки, в 1872 году изобрёл парафинированную бумагу. Немного времени спустя её начали использовать и в качестве конфетной обёртки.

• Нажиться на этом всем Татьяна пока не планирует. Но возможно, лет через 90, когда эти бумажки будут стоить целое состояние, она передумает.

• В коллекции, к всеобщему удивлению, нет шоколада производства томской фабрики. Зато есть из далёких Новосибирских и Кемеровских земель.

• Благодаря интервью, Таня начала отмывать пластиковые обёртки из-под шоколада губкой со средством для мытья посуды. Теперь ее коллекция пополнится и таким материалом.

• Для тех, кто дочитал до конца, приятный БОНУС: Татьяна готова одарить повторными экземплярами. Вдруг и вы – скрытый сакулумист? 

Беседовала Анна Ильина.